Вступивший в силу с 2025 года Федеральный закон № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44 ФЗ) устанавливает четкое разграничение между естественными и искусственными монополиями. Перечень естественных монополий по 44 ФЗ в 2025 году определен нормативными актами Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) и включает в себя ряд отраслей, где государством или муниципалитетами присутствует единственный поставщик товаров, работ или услуг.
В основе понятия «естественная монополия» лежит идея, что в некоторых отраслях рынок неспособен саморегулироваться и требует вмешательства государства для обеспечения эффективности и доступности товаров, работ или услуг для населения. Такие отрасли могут включать в себя сферу электроснабжения, транспорта, связи, водоснабжения и другие. В перечень естественных монополий входят также отдельные виды работ и услуг, например, охранная деятельность или специальные технические работы.
В соответствии с требованиями Федерального закона № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44 ФЗ), Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Правилами размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд посредством электронной площадки (615-ПП), ФАС России ведет реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков — это специальный официальный реестр, содержащий информацию о поставщиках товаров, подрядчиках, исполнителях, подрядных организациях, которые нарушают требования законодательства в области государственных и муниципальных закупок и признаны недобросовестными.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является федеральным органом исполнительной власти, возглавляемым Артемом Евгеньевичем Сияновым. Функции ФАС России включают контроль и надзор за соблюдением антимонопольного законодательства, предотвращение и пресечение противоправных действий в сфере конкуренции, защиту прав потребителей и развитие конкурентоспособности российской экономики.
ФАС России осуществляет надзор и контроль за законностью и обоснованностью проводимых закупок, рассматривает жалобы и предоставляет разъяснения по вопросам, связанным с применением норм законодательства о контрактной системе, а также формирует перечни недобросовестных поставщиков и естественных монополий в соответствии с действующим законодательством.
При осуществлении государственных и муниципальных закупок в рамках контрактной системы необходимо использовать определенные перечни, утвержденные ФАС России. В случае выбора поставщиков, подрядчиков, исполнителей или подрядных организаций, следует обратиться к реестру недобросовестных поставщиков для исключения возможности сотрудничества с неправомерными участниками.
Определение, относится ли отрасль или вид деятельности к естественным монополиям по 44 ФЗ в 2025 году, осуществляется в соответствии с перечнем, утвержденным ФАС России. Для получения информации о естественных монополиях следует обратиться к соответствующим документам, размещенным на официальном сайте ФАС России.
Перечень естественных монополий по 44-ФЗ в 2025 году: соотношение понятий
Естественные монополии — это рынки, на которых существует только один поставщик товаров или услуг, и эта ситуация обусловлена естественными причинами. В России перечень таких монополий определен в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях».
44-ФЗ, или Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», регулирует порядок проведения государственных закупок. В рамках этого закона есть перечень естественных монополий, на которых предоставление товаров, работ или услуг осуществляется только одним поставщиком.
Перечень естественных монополий по 44-ФЗ в 2025 году включает в себя такие сферы, как электроэнергетика, железнодорожный транспорт, газоснабжение, водоснабжение и водоотведение, почтовая связь, радиовещание, атомная энергетика, а также некоторые другие отрасли.
Однако, стоит отметить, что перечень естественных монополий может меняться с течением времени. Понятие естественной монополии основано на экономических и технических особенностях рынка и может быть подвержено изменениям в зависимости от развития отраслей и появления новых рыночных условий.
Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ, 223-ФЗ, 615-ПП
Реестр недобросовестных поставщиков является важным инструментом в сфере государственных закупок и регулирования рыночной конкуренции. Этот реестр содержит информацию об организациях, которые были признаны недобросовестными и нарушившими законодательство в сфере закупок. Реестр включает в себя данные по трём федеральным законам: 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП.
44-ФЗ регулирует заказы на товары, работы и услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В рамках этого закона составляется реестр недобросовестных поставщиков, которые нарушили требования данного закона, в том числе предоставили недостоверные сведения о своих квалификационных документах или иных обстоятельствах.
223-ФЗ устанавливает правила закупок отдельных видов товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В реестр недобросовестных поставщиков по этому закону попадают организации, нарушившие требования закона, например, не предоставившие требуемые документы или не соблюдавшие порядок проведения закупки.
615-ПП определяет порядок составления и ведения реестра недобросовестных поставщиков при реализации государственной программы развития водных объектов и сооружений. Данный реестр включает информацию об организациях, не исполнивших свои обязательства по контракту, а также организациях, которые нарушили требования закона в ходе осуществления поставок товаров или выполнения работ и услуг.
О Федеральная антимонопольная служба (ФАС России)
Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является государственным органом, ответственным за регулирование конкуренции и предотвращение нарушений антимонопольного законодательства в России. В сферу компетенции ФАС входит контроль за формированием и развитием конкуренции, а также борьба с монополистическими практиками и нарушениями закона.
Одной из важных задач ФАС является поддержание честной и открытой конкуренции на рынке, а также защита интересов потребителей. Для достижения этих целей ФАС ведет активную работу по рассмотрению и разрешению конкуренционных споров, а также проведению антимонопольных исследований и анализа рынков.
В рамках своей деятельности ФАС осуществляет мониторинг и анализ рыночной ситуации, а также формирует перечень естественных монополий. Этот перечень включает отрасли и сферы, где конкуренция невозможна или ограничена по объективным причинам, например, из-за единственного предоставителя услуги или отсутствия возможности входа на рынок новых игроков.
Также ФАС ведет реестр недобросовестных поставщиков, в который включаются компании и организации, которые допускали нарушения антимонопольного законодательства или иных нарушений в сфере государственных закупок. Этот реестр помогает государственным и муниципальным органам выбирать надежных поставщиков и избегать рисков при проведении закупок.
Какой перечень использовать в закупках
При проведении государственных закупок в соответствии с 44-ФЗ необходимо обратить внимание на перечень естественных монополий. Этот перечень определяет отрасли экономики, в которых существуют естественные монополии, то есть ситуации, когда из-за естественных условий на рынке конкуренция невозможна или нецелесообразна.
Однако, при выборе поставщика необходимо также проконтролировать его наличие в реестре недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ, 223-ФЗ, 615-ПП. В этом реестре содержится информация о поставщиках, подрядчиках и исполнителях, которые нарушали условия государственных закупок или не исполнили свои обязательства в прошлых контрактах.
Важно учесть, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) отвечает за проведение проверок на наличие монополистических проявлений на рынке. Если имеется подозрение, что поставщик занимает доминирующее положение или совершает антиконкурентные действия, следует обратиться в ФАС России с жалобой.
Таким образом, для успешного проведения закупок необходимо ориентироваться на перечень естественных монополий по 44-ФЗ, а также проверять поставщиков наличием в реестре недобросовестных исполнителей по 44-ФЗ, 223-ФЗ, 615-ПП.
Перечень естественных монополий по 44-ФЗ
В соответствии с 44-ФЗ в России существует перечень естественных монополий, которые подлежат особому регулированию. Это отрасли, где наличие единого предприятия или организации является естественным следствием экономических условий и невозможно обеспечить конкуренцию.
Перечень естественных монополий по 44-ФЗ включает такие отрасли, как электроэнергетика, железнодорожный и воздушный транспорт, связь, теплоснабжение и водоснабжение. Все эти отрасли характеризуются необходимостью наличия единого государственного оператора или регулирования деятельности.
Реестр естественных монополий по 44-ФЗ представляет собой официальный список предприятий и организаций, которые признаны естественными монополиями. В реестр вносятся компании, контролирующие основные элементы инфраструктуры и имеющие значительное влияние на сферу торговли и услуг. Перечень естественных монополий по 44-ФЗ позволяет государству контролировать и регулировать их деятельность в интересах экономической эффективности и защиты прав потребителей.