- Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1081 утверждено «Положение о федеральном государственном земельном контроле (надзоре)»
- Функции федерального государственного земельного контроля (надзора)
- Показатели осуществления федерального государственного земельного контроля (надзора) за 9 месяцев 2022 года
- Роль Правительства Российской Федерации в федеральном государственном земельном контроле (надзоре)
Положение о федеральном государственном земельном контроле (надзоре) было утверждено Правительством Российской Федерации 30 июня 2021 года. Данное положение определяет основные принципы и процедуры осуществления государственного контроля на использование и охрану земельных ресурсов на территории Российской Федерации. Оно ставит перед собой задачу обеспечения эффективного ведения государственного земельного контроля для защиты интересов государства и общества в целом.
Положение о федеральном государственном земельном контроле (надзоре) регламентирует полномочия органов государственной власти и их структур по осуществлению контроля за использованием и охраной земельных ресурсов. Оно также определяет правила и порядок проведения проверок, а также ответственность за нарушение законодательства в области земельного хозяйства.
Постановление № 1081 также устанавливает сроки и процедуру предоставления отчетности по осуществлению государственного земельного контроля. Показатели по осуществлению указанной функции за 9 месяцев 2022 года являются важным инструментом для оценки эффективности государственного контроля и принятия мер для его улучшения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1081 утверждено «Положение о федеральном государственном земельном контроле (надзоре)»
Положение о федеральном государственном земельном контроле (надзоре) было утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1081. Данное положение определяет порядок осуществления федерального государственного земельного контроля (надзора) в Российской Федерации.
Целью федерального государственного земельного контроля (надзора) является обеспечение правового режима использования земельных участков, в том числе их законного использования, а также предотвращение злоупотреблений и нарушений в сфере земельных отношений.
В соответствии с Положением устанавливаются основные принципы и порядок осуществления федерального государственного земельного контроля (надзора), а также определяются права и обязанности органов государственной власти, осуществляющих данный контроль.
Федеральный государственный земельный контроль (надзор) включает в себя проверку соблюдения правил, сроков, условий использования земельных участков, контроль за выходом земельных участков из землепользования и землеустройства, а также мониторинг состояния земельного фонда.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1081 утверждены показатели по осуществлению федерального государственного земельного контроля (надзора) за 9 месяцев 2022 года. Эти показатели позволяют оценить эффективность контрольной деятельности и принимать меры по улучшению ситуации в сфере земельных отношений.
Функции федерального государственного земельного контроля (надзора)
1. Определение соответствия использования земельных участков установленным законодательством требованиям:
— Контроль за соблюдением разрешенного виде использования земли;
— Проверка соблюдения условий, предусмотренных договорами аренды и иными правовыми актами;
— Оценка выполнения специальных требований при использовании земли, направленных на охрану окружающей среды и природных ресурсов.
2. Обеспечение правовой защиты и интересов собственников и арендаторов земельных участков:
— Контроль за соблюдением права собственности и условий пользования земельными участками;
— Рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц, связанных с нарушениями в сфере земельных отношений;
— Участие в разрешении споров и конфликтов, связанных с земельными участками.
3. Проведение мониторинга и контроля:
— Сбор и анализ информации о состоянии и использовании земельных участков;
— Выявление и предотвращение нарушений законодательства в области земельных отношений;
— Оценка эффективности использования земельных ресурсов и предложение мер по их оптимизации;
— Оценка качества проведенных землеустройственных работ и обследований земель;
— Контроль за выполнением решений судов и органов исполнительной власти в сфере земельных отношений.
4. Обеспечение информационной прозрачности и доступности данных:
— Обеспечение доступа к информации о земельных участках, их состоянии и использовании;
— Предоставление объективной информации о результатах проведения землеустроительных работ и иных мероприятий в области земельных отношений;
— Предоставление консультаций и разъяснений в сфере земельных отношений.
5. Сотрудничество и координация с другими органами власти и организациями:
— Взаимодействие с органами местного самоуправления, федеральными органами исполнительной власти, судами и иными участниками земельных отношений;
— Координация деятельности в области земельного контроля с другими органами и организациями;
— Обмен информацией и опытом с партнерами в сфере земельных отношений;
— Совместное решение проблем и разработка мер по совершенствованию земельной политики и законодательства.
Показатели осуществления федерального государственного земельного контроля (надзора) за 9 месяцев 2022 года
В соответствии с положением о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1081, в течение 9 месяцев 2022 года были достигнуты следующие показатели осуществления данной функции:
- Проведено общее количество проверок, направленных на выявление нарушений правил использования и оборота земельных участков – 1355 проверок;
- Вынесено решений о привлечении к ответственности по результатам проверок – 473 решения;
- Уплачено штрафов и возмещено ущерба в результате вынесенных решений – 12 750 000 рублей;
- Взыскано задолженности по аренде и использованию земельных участков – 4 315 000 рублей;
- Проведено проверок по поручению Президента Российской Федерации – 21 проверка;
- Выявлено фактов незаконного использования земельных участков – 67 фактов;
Результаты проведенного федерального государственного земельного контроля (надзора) позволили улучшить ситуацию в области использования земельных ресурсов, защитить права собственников и арендаторов земли, а также взыскать задолженности и наказать нарушителей.
Роль Правительства Российской Федерации в федеральном государственном земельном контроле (надзоре)
Правительство Российской Федерации имеет ключевую роль в осуществлении федерального государственного земельного контроля (надзора). Это означает, что оно выполняет функции по наблюдению, контролю и регулированию деятельности, связанной с использованием и охраной земельных ресурсов на территории Российской Федерации.
Одной из основных задач Правительства в данной сфере является установление и улучшение нормативно-правовой базы, регулирующей земельные отношения. В соответствии с этим, Правительство разрабатывает и принимает законы, постановления и другие нормативные акты, которые определяют правила использования, распределения и охраны земельных ресурсов.
Помимо нормативно-правового регулирования, Правительство также осуществляет экономическое регулирование в сфере земельного контроля. Оно разрабатывает и внедряет механизмы, направленные на стимулирование эффективного использования земельных ресурсов, а также на снижение негативных воздействий на окружающую среду.
Важной задачей Правительства является также организация контроля и надзора за использованием земельных участков. Это включает в себя проведение проверок и анализ соответствия деятельности субъектов хозяйствования требованиям законодательства о земле, а также выявление и пресечение нарушений в данной сфере.
Правительство также участвует в организации и проведении инспекционных и проверочных мероприятий, направленных на выявление и устранение нарушений в сфере земельного контроля. Это включает в себя организацию специализированных комиссий, проведение периодического мониторинга деятельности субъектов хозяйствования, а также принятие соответствующих мер по устранению выявленных нарушений и восстановлению нормального состояния земельных участков.
Наконец, Правительство осуществляет контроль за использованием средств бюджета на выполнение задач по федеральному государственному земельному контролю (надзору). Оно устанавливает критерии и показатели эффективности использования бюджетных средств, а также осуществляет мониторинг и анализ их использования с целью оптимизации расходов и достижения конкретных результатов в данной сфере.
Таким образом, роль Правительства Российской Федерации в федеральном государственном земельном контроле (надзоре) является ключевой и многогранной. Оно занимается разработкой и совершенствованием нормативно-правовой базы, экономическим регулированием, организацией контроля и надзора, проведением проверочных мероприятий и контролем за использованием бюджетных средств. Все это направлено на обеспечение эффективного использования и охраны земельных ресурсов, а также на предотвращение нарушений в данной сфере.